Как учиться айтишнику. Реформа IT-образования
Фoтo: Getty Images Рeфoрмa IT-oбрaзoвaния в Укрaинe
Минцифры прeдстaвилo дoрoжную кaрту рaзвития IT-oбрaзoвaния в Укрaинe дo 2030 гoдa. Oсoбoe внимaниe xoтят удeлить нeфoрмaльнoму oбрaзoвaнию, кoтoрoe дoлжны признaть ужe в пeрвoм квaртaлe 2022 гoдa.
Укрaинскиe влaсти плoтнo взялись зa сфeру IT: нe успeл пaрлaмeнт принять зaкoн oб oсoбыx нaлoгoвыx услoвияx для IT-кoмпaний, кaк Министeрствo цифрoвoй трaнсфoрмaции прeдстaвилo плaн реформы образования для профильных специалистов. В ведомстве обещают, что это не только повысит качество образования, но и в числе прочих мер будет способствовать тому, что доля IT в украинском ВВП достигнет 10%. Korrespondent.net рассказывает подробности.
Обновление на всех уровнях
Дорожную карту развития IT-образования в Украине до 2030 года представил в четверг, 16 декабря, министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
Он напомнил, что сфера IT в нашей стране активно развивается: в 2021 году экспорт вырос на 38%, а число компаний — на 22%. Количество физлиц-предпринимателей, работающих в IT, возросло за год на 40%. По оценкам, к 2030 году IT потребует не менее 500-600 тысяч специалистов. За год на рынке появляется 20 тысяч новых специалистов, тогда как потребность составляет 50 тысяч.
«К тому же на этой неделе ВРУ в целом приняла налоговый законопроект о Дія. City — специальном правовом и налоговом режиме для IT и креативных индустрий. Это еще больше ускорит развитие сферы», — написал министр в соцсетях.
«Поэтому реформа IT-образования — один из наших приоритетов сейчас. Она требует комплексного обновления на всех уровнях. Нам необходимо балансировать системные реформы и быстрые решения. Уже сегодня мы начинаем готовить молодежь к будущему, обеспечивая им актуальные знания и умения», — сказал Федоров.
В целях министерства — увеличить долю IT в ВВП Украины до 10% или 17 миллиардов гривен уже к 2024 году.
Реформа содержит 15 направлений и должна привести к качественным изменениям: развитию неформального образования в сфере IT, высшего и профессионального высшего образования, а также общего среднего образования.
Неформальное образование
Для развития неформального образования будет создан специальный фонд, который покроет 50% стоимости обучения для свитчеров — людей, которые захотят сменить специальность и получить IT-профессию.
В рамках реформы будет разработан механизм, позволяющий признать неформальное обучение в частных школах и на специальных курсах в формальной системе. Таким образом результаты обучения, например, в IT-школе будут засчитываться в план обучения студента в университете или колледже.
Кроме того, планируется освободить компании из сферы EdTech (образовательных технологий) от уплаты НДС.
Университеты и колледжи
Повышения конкурентоспособности и автономности заведений высшего образования планируется достичь, в частности, за счет введения публичных KPI их руководителей. KPI (Key Performance Indicators) — это ключевые показатели эффективности, благодаря которым можно отследить качество работы должностных лиц. В обязательные KPI руководителей университетов хотят включить показатели сотрудничества с бизнесом.
В университеты и колледжи также планируется привлекать практиков и иностранных преподавателей. А совместно с IT-сообществом будут подготовлены новые стандарты для современных профессий отрасли, которые впоследствии добавят в государственный классификатор.
Еще один важный момент — развитие дуального образования, когда студент значительную часть своего обучения проходит на рабочем месте.
Особое внимание будет уделяться обеспечению финансовой автономии вузов. Планируется провести Национальный студенческий опрос по формуле финансирования заведений высшего образования.
Информатика по-новому
Коснутся изменения и школьников: для них введут видеокурс по математике и информатике. Кроме того, будет развиваться сетевое образование — это позволит ребенку посещать определенный предмет вне школы в другом заведении.
Ученикам также будет предложена профориентация — онлайн-встречи с профессионалами, тестирование, всевозможные информационные кампании. Так дети больше узнают о реальных современных профессиях и получат мотивацию.
Все эти нововведения обсуждаются в рамках совместной рабочей группы Минцифры и Минобразования с экспертами, представителями IT-индустрии и учебных заведений.
Проблемы сегодня
В дорожной карте перечислены существующие проблемы в образовании, которые планируется устранить в процессе реформы.
Так, для школьников это низкое качество образования в сельской местности, недостаточное количество учителей, которые применяют современные подходы и методы преподавания STEM-дисциплин (Science, Technology, Engineering, Mathematics — наука, технологии, инженерия, математика), а также тот факт, что за неимением программы профориентации на выбор профессии учеников в 80% случаев решающие влияние оказывают родители.
Для профессионального, профессионально-технического, профессионального
предвысшего образования основные проблемы состоят в его низком качестве и престиже.
В высшем образовании — это отсутствие финансовой автономии, неконкурентность зарплаты преподавателя и практикующего IT-специалиста, слабый менеджмент учебных заведений, нехватка »специальностей будущего» (искусственный интеллект, интернет вещей, большие
данные, кибербезопасность).
А главные проблемы неформального и самообразования — слишком сложная система лицензирования, неравные налоговые условия с зарубежными платформами, ограничения в признании такого образования.
Сроки
Согласно дорожной карте, признание результатов неформального образования запланировано уже на первый квартал 2022 года. Также в этот период планируется разработать порядок подготовки свитчеров и заняться повышением цифровой грамотности педагогов.
В планах на первый квартал — внесение в Раду законопроекта об освобождении компаний EdTech от уплаты НДС и внедрение педагогической интернатуры.
Утверждение профессиональных стандартов и квалификаций в IT-секторе запланировано на третий квартал 2022 года, как и запуск видеокурса по математике. А видеокурс по информатике должен стартовать в четвертом квартале следующего года. Также до конца 2022 года планируется начать проведение профориентационных кампаний.
«Самый быстрый эффект можно получить от стимулирования развития неформального образования, а результат системных изменений в школах сможем увидеть через десять лет. Развитие партнерства государства и IT-сектора в разработке совместных учебных программ в университетах позволит студентам получить знания и навыки, которые действительно востребованы на рынке. Рост количества квалифицированных специалистов будет способствовать и росту ВВП», — отметили в Минцифры.
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet
Читайте Korrespondent.net в Google News